среда, 30 июня 2010 г.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКА “З”

Произносить (читать) слоги.

ЗА – ЗЯ ЗО – ЗЁ ЗУ – ЗЮ ЗЫ – ЗИ
ЗЯ – ЗА ЗЁ – ЗО ЗЮ – ЗУ ЗЯ – ЗЫ
ЗА – ЗЯ – ЗА ЗО – ЗЁ – ЗО ЗУ – ЗЮ – ЗУ ЗЫ – ЗИ – ЗЫ

Произносить (читать) слова.
ЗАЛ - ВЗЯЛ ЗОЛ - КОЗЁЛ ЗОРКО - ЗЁРНА
ЗОРКО– НИЗЫ – НИЗИНА ЗАЙКА –ХОЗЯЙКА
НАЗАД – ГРОЗЯТ УЗОРЫ – ОЗЁРА ТАЗЫ – ТАЗИКИ
КОЗА – КОЗЯВКА ТРЕЗОР – ПРИЗЁР ГРУЗЫ – ГРУЗИТЬ
ЗАЯЦ – ЗЯБЛИК ВОЗОК – ВЕЗЁТ МОРОЗЫ – МОРОЗИТЬ

Произносить (читать) предложения.

Золотое зерно. Зелёные арбузы. Зимние узоры. Запах бензина. Зеркальный зал. Изящная ваза. Забытый музей. Заброшенное озеро. Магазин на замке. Закрытая корзина. Зелёные глаза. Грузовик с резиной. Забавный зверёк. Зима и морозы. Резиновая Зина. Заботливый хозяин. Розы в вазе. Корзина земляники. Злой зверь. Заяц и козёл. У забора Тузик. Зайку бросила хозяйка.
А дальше берите книжки и начинайте повторять предложения со словами, где есть эти звуки, а они есть везде. Повторяйте пословицы, поговорки, считалочки, чистоговорки, скороговорки, четверостишия, стихи, рассказы, сказки.

понедельник, 28 июня 2010 г.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ МЯГКОГО ЗВУКА “З’”

Мягкий звук “З’” cтавится по подражанию после закрепления твёрдого звука “З”. Улыбка становится шире, язык опускается ниже, к корням нижних зубов.

Образец:

З-Я, З-Ё, З-Ю, З-И, З-Е.
ЗЯ – ЗЁ – ЗЮ ЗИ – ЗЕ – ЗЯ
ЗЁ – ЗИ – ЗЕ ЗЮ – ЗЯ – ЗЁ
ЗЕ – ЗИ – ЗЮ ЗЯ – ЗЕ – ЗЮ
ЗВЕ – ЗВЯ – ЗВИ ЗДЕ – ЗДИ – ЗДЯ
ЗЛЕ – ЗЛИ – ЗЛЮ ЗМЕ – ЗМИ – ЗМЕ
ЗРЕ – ЗРИ – ЗРЯ

Произносить (читать) слова.
Образец: С ударными слогами: о-з-яб, з-ёр-на, ни-з-и-на.
С безударными слогами: моро-з-ить,Ку-зь-ма.
Со стечением согласных: з-вено, з-мея.

ЗЯ, ЗЮ
Озяб, зябь, зяблик, нельзя, хозяин, изящный, грозят, взять, возят, лазят, изюм.
ЗЁ
Озёра, зёрна, козёл, призёр, везёт, позёмка, зёрнышко, ползёт.
ЗИ
Зина, резина, низина, зимний, озимая, бензин, магазин, возить, грузить, зима, лазить, Тузик, дивизия, бузина, зимовать, морозить, корзина, Мурзилка.
ЗЕ
Зев, газета, музей, зебра, зелень, зеркало.
ЗЬ
Возьми, полозья, Кузьма, друзья, резьба.
ЗВЕ, ЗВЯ, ЗДЕ, ЗЛИ, ЗМЕ, ЗРЕ, ЗРЯ.
Звено, звезда, зверёк, звякать, здесь, злить, змея, зреть, зря.

А дальше берите книжки, которые я советовала купить заранее, и начинайте повторять предложения со словами, где есть этот звук.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА “З” в обратных слогах

Произносить (читать) слоги:

а – з – ма, о – з – ма, у – з – ма.
Узма – ызма – азма азма – -язма – озма
Озма – ёзма – юзма ёзма – ызма – изма
Изма – езма – язма язма – ёзма – езма

Произносить(читать) слова.

С ударением на слоге: а – з – бука, по – з –дно.
Разный, азбука, гораздо, поздно, ноздри, воздух, возраст, грозный, обозный, морозный, колхозный, совхозный, грузный, брызги, язва, грязный, гнёзда, слёзный, издали, издавна, избран, резвый, бездна, исчезли, железный, полезный.

Без ударения на слоге:

у – з – да, ра – з – бери.
Казна, глазной, назвать, размах, размер, разрыв, разбери, опоздать, борозда, допоздна, узда, узнать, узлы, изба, избушка, избрать, белизна, крутизна, езда, поезда, резной, гнездо, безлюдный, безрогий.

А дальше берите книжки, которые я советовала купить заранее…

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА “З” в прямых слогах

Произносить (читать) слоги:

з – а, з – о, з – у, з – ы.
За – зо – зу – зы зы – зу – зо – за
Зо – зу – за – зы за – зы – зо – зу
Зу – за – зы – зо зо – за – зы – зу

Произносить (читать) слова:

з – ал, з – о-лото, ве-з – у.
С ударением на слоге:
За
Зал, заяц, запад, запах, завтра, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать.
Зо
Зоб, зов, Зоя, зона, Зотов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, зоркий, зорька, золото, зонтик, горизонт.
Зу, зы
Зубы, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный, язык, возы, тазы, пузырь.

Без ударения на слоге:

Ли -з – а, пу –з – ырёк.
За
База, ваза, роза, Лиза, блуза, польза, берёза, заря, завод, забор, загар, закат, замок, забава, забыть, затея, загадка, мазать, заболеть, заноза.
Зу
Вазу, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, зубок,зубной,зубило.
Зы
Вазы, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, музыка, козырёк, пузырёк, называть, показывать.
Слова со стечением согласных:

з – нать, з – вать.
Звать, знать, значок, знамя, звонок, злой, звук, здоровье, взор, взрослый.
А дальше берите книжки, которые я советовала купить заранее, и начинайте повторять предложения со словами, где есть эти звуки, а они есть везде. Повторяйте пословицы, поговорки, чистоговорки, считалочки, скороговорки, четверостишия, стихи, рассказы, сказки. И везде вы встретите нужные вам звуки.

пятница, 25 июня 2010 г.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКА “С”

Произносить (читать) слоги.

CА – СЯ – СА СО – СЁ — СО СЫ – СИ – СЫ
СЯ –СА – СЯ СЁ – СО – СЁ СИ – СЫ – СИ
СА — СЯ СО – СЁ СЫ – СИ
СЯ –СА СЁ — СО СИ –СЫ

Произносить (читать) слова.

СА — СЯ
Оса – вся лиса – лисята усатый — всякий
Сад – сядь гусак – гусята кусачки – висячий
Коса –косяк досада – десятый полосатый-десятый
СО – СЁ
Соло – сёла сор – боксёр весомый -весёлый
Сом – Сёма сотня – сёдла хлебосол- новосёл
Сок – Васёк фасоль-осёл спросонок-поросёнок
СЫ –СИ
Сын – синька сытый – ситный бусы – бусинки
Сыр – кассир сынок – силок косые – косички
Сыпать – сито весы –висит косынка – косилка
Сыч – лисичка носы –носи посылка –носилки
С — СЬ
Нос – ось лис – лисья плюс – злюсь
Вес – весь вас – Васька тесно –тесьма
Рис – рысь навес – навесь описка – опись

ПРОИЗНЕСЕНИЕ МЯГКОГО ЗВУКА С’

ПРОИЗНЕСЕНИЕ МЯГКОГО ЗВУКА С’
в слогах, словах с прямым и обратным слогом и со стечением согласных звуков.

с – я, с – ё, с – ю, с – и, с – е.
ся – сё – сю си – се – сю
сю – ся – сё се – си – сю
ся – си – се си – сё – си

1.С ударением и без ударения на слогах.

С – ядь, С – ё – ма, ко – с – илка.
Сядь, гусята, косяк, лисята, висят, поросята, десяток, Ася, Вася, Люся, Муся, месяц, десять, косят, носят, бросят.
Сёма, сёла, весёлый, гусёнок, лисёнок, поросёнок, посёлок, новосёл, тесёмка, Асю, Васю, Дусю, Мусю, Люсю, сюда.

Сима, сила, сито, сизый, синий, ситец, синька, сильный, осина, косилка, носилки, висит, лисичка, укусил, погасил, керосин, гуси, синица, Сибирь, сидеть, сигнал, силач, сироп, сирень, ситро, синева, лисий, носит, бросит, просит, косит, персик, босиком, василёк.

Сел, сев, семь, серп, сено, Сеня, север, серый, сетка, серьги, сеялка, семечки, кисель, висел, посев, песец, осенний, весенний, осень, село, себя, седло, седой, сезон, секрет, Серёжа, семена, серебро, секунда, селедка, пасека, плесень.
Ось, весь, высь, гусь, лось, рысь, брось, боюсь, борюсь, Васька, моська, письмо, моюсь, бреюсь, восьмой, тесьма.

2. Слова со стечением согласных.

Свет, сверху, свежий, светлый, свечи, сверчок, свёрла, свёкла, свёрток, свинка, свитер.
След, слева, слёт, слива, сливки, слить, слякоть.
Смех, смелый, смена, сметана, смирный, смять, снег, снежок, снегирь, снять, снимок.
Спеть, спечь, спелый, спица, спинка, спячка, степь, стены, стих, стирка, стёкла, Стёпа.

3.С двумя звуками С.

Свист, смесь, снести, слесарь, спросить, скрести, сесть, сестра, сеанс, силос, система, совсем, сосёнка, сосиски, сессия.

Усь – усь – усь – на лугу пасётся гусь.
У осы не усы, а усики.
Коси коса, пока роса.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Сидел воробей на сосне.
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.

Добавляйте речевой материал из детских книжек.

четверг, 24 июня 2010 г.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА С В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ.

ПРОИЗНОСИТЬ (ЧИТАТЬ) СЛОГИ:
А – С –, О—С–, У—С–,
Ы—С–, Я—С–, Ё—С–,
Ю—С–, И—С–, Е—С–.
АС – ОС – УС – ЫС ЫС - У С – ОС – АС
ЯС – ЁС – ЮС – ИС – ЕС ЕС – ИС – ЮС – ЁС – ЯС
АС – ЕС – ЮС – УС УС – ЯС – ИС – ОС
АС – ЯС – ОС – ЁС ЕС – ЯС – ИС – ОС

ПРОИЗНОСИТЬ (ЧИТАТЬ) СЛОВА:

1. С ударением на слоге

РО – С –, ПОГА –С–, БАС, ВАС, НАС, ПАС, КВАС, ПОГАС, БАСНЯ, КАСКА, МАСКА, МАСЛО, ПАСТА, ОПАСНО, ГЛАСНЫЙ, КРАСНЫЙ, МАСТЕР, АСТРА, КОЛБАСКА, ЛАСТОЧКА. НОС, РОС, ВОСК, МОСТ, РОСТ, ХВОСТ, ОСПА, РОСЛЫЙ, ОСТРОВ, ОСТРЫЙ, БАРБОС, ПОКОС, ВОПРОС, АБРИКОС, КИОСК, КРОСС, КОСМОС, ПОЛОСКА. УС, ВКУС, КУСТ, ГУСТО, ПУСТО. ВКУСНО, КАПУСТА, МУСКУЛ, ВКУСНЫЙ, ГРУСТНЫЙ, РУССКИЙ. МЫС, КУМЫС, БЫСТРО, ВЫСТУП, ВЫСЛАТЬ, РЫСКАТЬ, ВЫСТАВКА. ЯСНО, ЯСНЫЙ, ЯСТРЕБ, ТРЯС, ПЛЯСКА, КОЛЯСКА, ХЛЯСТИК. НЁС, ПЁС, ТЁС, ОВЁС, УНЁС, ВЁСЛА, ПЁСТРЫЙ. ЛЕС, ЛЕСКА, КРЕСЛО, МЕСТО, ТЕСТО, ТЕСНО, ИНТЕРЕС, ИНТЕРЕСНЫЙ. РИС, ДИСК, ЛИСТ, ПИСК, РИСК, МИСКА, ПОВИС, БОРИС, АРТИСТ, ТАНКИСТ, ПИАНИСТ, ИСКРА, КИСЛЫЙ, ТЕНИСТЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ХОЛМИСТЫЙ.

2.БЕЗ ударения на слоге.

ПАРУС, ГЛОБУС, ФОКУС, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, КУСКИ, КУСТЫ, ГУСТОЙ, ПУСТОЙ.
ТИСКИ, ЛИСТВА, ИСКАТЬ, ИСПУГАТЬ, ИСТОРИЯ, ИСПАНИЯ, ПЕНИСТЫЙ.
ПУСТЯК, УСНУЛ, УСТАЛ, УСПЕЛ, ПУСКАТЬ, БРУСНИКА.
Ас – ас – ас – у нас свет погас.
Ос – ос – ос – на поляне много ос.
Ус – ус – ус – у сома есть длинный ус. И т. д. (можно самим придумать)
. Вкусный квас, острый нос, кислая капуста, красный автобус, чудесный голос.

Можно добавлять понемногу материал из детской литературы,

подбирая, где больше нужных нам звуков на данный момент, а именно ”С”.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА “С”

В СЛОВАХ С ПРЯМЫМ СЛОГОМ БЕЗ УДАРЕНИЯ:

С – а – лат, с – уг – роб, воло – с – ы.
Сады, садил, садовник, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса.
Сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, вынесу, рису, морсу.
Сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.

В СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ:

С – вой, с – пать, при – стань.
Свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод.
Скала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды.
Слава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.
Смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны.
Спать, Спартак, проспать, спор, поспорить, спутник, спутать.
Стая, сталь, ставни, ставить, станция, стакан, старик, пристань, приставать, достать.
Сто, стол, столько, стойка, постой, настойка.
Стук, стул, стужа, ступка, ступеньки, стынуть.

Можно уже добавлять небольшие четверостишия,

считалочки, чистоговорки из детских книжек.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА “С” в прямых слогах с ударением

ПРОИЗНОСИТЬ(читать) слоги:


Образец: с-а, с-о, с-у, с-ы (допускается использование палочки вначале).

СА – СО – СУ – СЫ СЫ – СУ – СО – СА

СО – СУ – СА – СЫ СА – СЫ – СО – СУ

СУ – СА – СЫ – СО СО – СУ – СА – СЫ

Детям больше нравится произносить не просто слоги, а с рифмованным

понятным им продолжением, например:


СА – СА – СА – В лесу бегает лиса.

СО – СО – СО – А у Вовы колесо.

СУ – СУ – СУ – Было холодно в лесу и т.д. (можно самим сочинять).



ПРОИЗНОСИТЬ (читать) слова. С ударением на слоге.

СА

Сад, сам, сало, сани, сажа, сахар, оса, коса, лиса, роса,

гусак, писать, кусать, посадка, усатый, полосатый,

полоса, колбаса, небеса, досада.



СО

Сок, сом, сон, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, осока, высокий,

босой, носок, кусок, лесок, песок, поясок, колесо, фасоль, рассол.

СУ

Суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, несут, плясун.


СЫ

Сын, сыт, сыр, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка, посылка.


Вам скоро понадобятся книги с чистоговорками, скороговорками, пословицами, поговорками, стихами, рассказами, сказками и т.д. для автоматизации звуков в связной речи. Советую поискать заранее.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ “С” и “З”

Нормальная установка при произнесении твердых звуков.

1. Кончик языка упирается в нижние передние зубы.

2. Губы растянуты в улыбке и не закрывают зубов.

3. Зубы сомкнуты или сближены.

4. Воздух выдувается с силой посередине языка, на ладони ощущается резкая холодная струя.

5. Звук С-глухой, а З-звонкий (горло дрожит).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ для развития напора воздуха.

1.Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть его вытянутые трубочкой губы. Контроль ладонью, бумашкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумашка или ватка отклоняется в сторону.

2.Язык положить на нижнюю губу. Вдоль языка до его середины положить тонкую палочку для образования канавки. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль как в 1-м упражнении.

3. Проделать предыдущее упражнение без палочки.

УПРАЖНЕНИЯ для губ. Растянуть губы в улыбке и удерживать некоторое время. Зубы сомкнуть. Повторить несколько раз.

УПРАЖНЕНИЕ. Произнесение длительного звука С.

1.Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Тонкой палочкой прижать переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбке. Сомкнуть зубы. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью, бумашкой или ваткой. Слышится длительный звук С.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка
или напор воздуха недостаточен, звук С получается
неясным, несвистящим.

2.Это же упражнение с медленным выниманием палочки.
3.Проделать упражнение без использования палочки.

————————————————————————————
Нам скоро понадобятся книги с чистоговорками, скороговорками, пословицами, поговорками, стихами, рассказами, сказками и т.д. для автоматизации звуков в связной речи. Советую поискать заранее.

среда, 23 июня 2010 г.

ПОЧЕМУ…?

1.ПОЧЕМУ некоторые молодые мамы помнят о косметологе, парикмахере, массажисте, тренере по фитнесу или аэробике, и совсем не вспоминают, что есть ещё и логопеды, которые очень нужны их детям. Ведь многие мамы даже и не замечают, что их ребёнок отстаёт в речевом развитии. Они доверяют своего ребёнка воспитателям, няням и др., которым платят и считают свой родительский долг исполненным.

2.ПОЧЕМУ некоторые воспитатели не говорят маме, что её ребёнок отстаёт в речевом развитии от своих сверстников? Да потому что такой ребёнок ей не мешает, не хулиганит, сидит, молчит. У неё меньше проблем с таким ребёнком, чем с шумным, гипердинамичным, хулиганистым. Да ещё и мама платит и дарит подарки на все праздники. “Ну и пусть сидит, молчит” – думает воспитательница, которой этот ребёнок не доставляет проблем. А то, что потом у этого ребёнка в школе будут большие проблемы, её уже не будет касаться.

3.ПОЧЕМУ некоторые друзья и знакомые не говорят этой маме, что её ребёнок задержался в речевом развитии, и что надо бы его показать логопеду? Да потому что боятся стать врагом N1. Ведь эта мама может обидеться за своего ребёнка. Материнская любовь бывает слепа и необъективна. Каждой маме кажется, что её ребёнок самый – самый лучший во всём. А ведь со стороны- то виднее. Наблюдая разных детей одинакового возраста, знакомые могут подсказать: “что не так?“. Но боятся реакции этой мамы, боятся потерять её дружбу и молчат. А зря!

4.ПОЧЕМУ некоторые выступления детей на всеми любимой программе “Поле чудес“, оставляют желать лучшего? Нарядить ребёнка можно быстро: девочке надеть нарядное платьице, завязать бантик; мальчику соответственно – костюмчик, галстучек, и всё! А вот развивать правильную речь надо долго, с раннего детства и всегда, постоянно, до школы, в школе и после школы, всегда! Неужели неправильную речь не замечают родители, воспитатели? Неужели нет в детском саду, в школе или в поликлинике логопеда? Даже если нет поблизости логопеда (где-нибудь в деревне), воспитатель обязан проводить занятия по звуковой культуре речи! (Можно даже взять занятия из моего блога, как образец).
5.ПОЧЕМУ некоторые дети из стран СНГ, читают стихи лучше, чище произносят звуки русской речи, там же, на “Поле чудес”, чем некоторые дети, живущие в России? Может потому, что мы прививаем литературный русский язык нашим детям. Детей надо везде учить правильно выговаривать звуки родной, (или изучаемой) речи, грамотно составлять фразы, объединять их в связную речь, рассказ. Говорить внятно, отчётливо, понятно, как в этом стихотворении, которое мы учим с детьми:

Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!


“Сначала было слово!” Слово – мысль – ум – кругозор—всё взаимосвязано. Нет слова, нет мысли, нет ума!

четверг, 17 июня 2010 г.

ТРИ ЭТАПА РАБОТЫ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

После регулярных упражнений для каждой группы звуков, у ребенка начинают появляться новые звуки, но пока изолированно. Этот 1 й этап работы называется - постановка звука.

Далее, эти звуки надо уточнить и ввести в речь; сначала в слоги, затем в слова и предложения. Это 2 этап, и называется он – автоматизация звука.

Затем надо научить ребенка различать на слух и в произношении схожие звуки в слогах, словах и в предложениях, а затем и в связной речи. Этот 3 й этап называется – дифференциация звуков.

С каждым отдельным звуком мы будем проходить все три этапа. И начнем мы со свистящих звуков, у которых более легкая артикуляция, чем у шипящих или Л и Р.

ШЕСТОЙ КОМПЛЕКС (Для дифференциации звуков Л-Р)

Упражнение “Завести мотор у самолета”
Цель упражнения. Уточнение артикуляции и произнесения звука Р.Язык находится за верхними зубами и там вибрирует.
Выполнение упражнения. Предложить ребенку длительно произносить звук Р, подражая звуку мотора у самолета. Широкий кончик языка поднят к небу и дрожит. Если сразу не получается звук Р, то надо сначала набрать полную грудь воздуха и на сильном выдохе произнести: Тррррр..
Широкий кончик языка поднят к небу и дрожит.

Упражнение “Пароход гудит”
Цель упражнения. Уточнить артикуляцию и произнесение звука Л. .Язык поднят за верхние зубы и прижат там к небу. и не двигается.

Упражнение “Угадай, какой звук?”
Цель упражнения. Научить ребенка различать звуки Л и Р при их сопоставлении.
Выполнение упражнения. Поочередно, не спеша произносите звуки Л и Р.Ребенок соответственно должен показывать то на картинку, изображающую пароход, если слышится звук Л, то на картинку изображающую самолет, если слышит звук Р. Потом вы показываете то картинку с пароходом, то на картинку с самолетом. А ребенок соответственно называет или звук Л, или звук Р.

Упражнение “Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори”
Цель упражнения. Научить ребенка различать и правильно произносить звуки Л и Р в слогах.
Выполнение упражнения. Предложите ребенку повторять за взрослым попарно слоги, соблюдая определенную последовательность: ла-ра, ло-ро, лу-ру, лы-ры. При повторении упражнения взрослый должен располагать слоги в ином порядке: ра-ла, ла-ра, ро-ло, ло-ро т.д. Произносить звуки надо громко. При следующих повторениях упражнения взрослый прикрывает листком бумаги свой рот, чтобы ребенок не видел его артикуляции, а повторял по слуху.

Упражнение “Если звук угадал, верно слово ты назвал”
Цель упражнения. Показать ребенку, что с изменением звука может измениться и смысл слова.
Выполнение упражнения. Предложите ребенку правильно повторять за взрослым по два слова, в которых с изменением дифференцируемых звуков Л и Р, меняется смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое значение, и указать, в каком слове звук Л, а в каком звук Р: юла-Юра, малина-Марина, булки-бурки, лак-рак и др.

Упражнение “На картинку посмотри, ее верно назови”
Цель упражнения. Научить ребенка не смешивать звуки Л и Р, когда они встречаются в одном слове.
Выполнение упражнения. Ребенок должен правильно повторять за взрослым слова. Лучше, если взрослый подберет картинки с такими предметами, в названии которых одновременно встречаются звуки Л и Р. Ребенок должен их правильно называть: журнал, рыболов, крыло, проволока, орел, рояль, балерина, милиционер, тарелка, Валера и др.

ПЯТЫЙ КОМПЛЕКС (Для дифференциации свистящих и шипящих звуков)

Упражнение “Качели” Цель упражнения. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерного для произнесения свистящих звуков, в верхнее, характерное для произнесения шипящих звуков: ( С-Ш, З-Ж ).

Упражнение “Насос” Цель упражнения. Уточнить артикуляцию и произнесение звука С.Язык находится за нижними зубами. Выполнение упражнения. Предложить ребенку длительно произносить звук С так, как воздух свистит, когда выходит из насоса. При произнесении звука С язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

Упражнение “Шар лопнул” Цель упражнения. Уточнить артикуляцию и произнесение звука Ш. Язык находится за верхними зубами. Выполнение упражнения. Предложить ребенку длительно произнести звук Ш так, как воздух выходит из проколотой шины. При произнесении звука Ш передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.

Упражнение “Угадай что это?” Ц ель упражнения. Научить ребенка различать звуки С и Ш при их сопоставлении. Выполнение упражнения. Поочередно, не спеша, нужно произносить звуки С и Ш, а ребенок должен соответственно звуку показывать то на картинку, изображающую велосипедный насос, если он слышит звук С, то на картинку, изображающую проколотую шину, если он слышит звук Ш.Потом вы показываете то картинку с насосом, то на картинку с шиной, а ребенок соответственно называет или звук С, или звук Ш.

Упражнение “Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори” Цель упражнения. Научить ребенка различать и правильно произносить звуки С и Ш в слогах. Выполнение упражнения. Предложите ребенку повторять за вами попарно слоги, соблюдая определенную последовательность: СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ, СЫ-ШИ. Потом повторить в обратном порядке: ША-СА, ШО-СО, ШУ-СУ, ШИ-СЫ и т.д. Произносить звуки надо громко, четко. При следующем повторении упражнений взрослый прикрывает листком бумаги свой рот, чтобы ребенок не видел артикуляцию этих звуков, а воспринимал их только на слух.

Упражнение “Если звук угадал, верно слово назвал” Цель упражнения. Показать ребенку, что с изменением звука может измениться смысл слова. Выполнение упражнения. Предложите ребенку правильно повторять за взрослым два слова, в которых с изменением дифференцируемых звуков С и Ш меняется их смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое значение. Объяснить, кто такой мишка и что такое миска и указать в каком слове звук С, а в каком Ш: кашка-каска, мишка-миска, крыша-крыса и др.

Упражнение “На картинку посмотри, ее верно назови” Цель упражнения. Научить ребенка не смешивать звуки С и Ш, когда они встречаются в одном слове. Выполнение упражнения. Подберите картинки в названии которых одновременно встречаются звуки С и Ш, и попросите ребенка правильно назвать их: Саша, шоссе, сушки, старушка, солнышко, стеклышко, машинист, пушистый снег и др. При отсутствии картинок можно предложить ребенку повторять эти слова за взрослыми.

воскресенье, 13 июня 2010 г.

ЧЕТВЁРТЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ (ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА “Р”)

Для произнесения звука Р необходима работа всех мышц языка и должна быть сильной выдыхаемая воздушная струя. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения. Повторите упражнения из предыдущих комплексов:“Цок-цок-цок”,” Вкусное варенье”,” Индюки“.

Упражнение “Маляр”
Цель упражнения. Учить ребенка поднимать язык вверх.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

Упражнение “Чьи зубы чище?”
Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и кончиком языка почистить зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Упражнение “Барабанщики”
Цель упражнения. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами “д-д-д”. Сначала звук Д произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Звук Д надо произносить четко, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Полоска бумаги, поднесенная ко рту, будет отклоняться.

Упражнение “Моторчик” Цель упражнения. Научить вибрировать поднятый к небу язык.
Выполнение упражнения. Как в предыдущем упражнении произносить звуки Д-д-д-д-д только в очень быстром темпе, одновременно чистым указательным пальчиком ребенка с коротко остриженным ногтем (можно надеть соску на палец) так же быстро делать горизонтальные движения под языком, как бы подталкивая язык и заставляя его вибрировать. В дальнейшем ребенок сам может так же заводить ”моторчик”. Упражнение делать до тех пор, пока не послышится Др-др-др-дрррррр.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС (Для звука Л)

Для произнесения звука Л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения. Повторяем упражнения из предыдущих комплексов “Наказать непослушный язык”, “Сделать язык широким”,”Вкусное варенье.”

Упражнение “Индюки” или” Болтушка” Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части. Выполнение упражнения. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки “бл-бл” (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад,а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу.

Упражнение “Качели” Цель упражнения. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными А, Ы, О, У. Выполнение упражнения. Улыбнуться. приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении подсчетт1до5, потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.

Упражнение “Цок-цок-цок” или “Лошадка“ Цель упражнения. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка по небу, как лошадка цокает копытами “цок-цок-цок”. Выполнять сначала медленно, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Упражнение “Беззвучное пощелкивание” Цель упражнения. Вырабатывать движение языка вверх и помочь определить его место при произнесении звука Л. Выполнение упражнения. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Нижняя челюсть и губы неподвижны, кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС ( Для шипящих звуков Ш Ж Ч Щ )

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка, губ, и нижней челюсти. наличие воздушной струи, достаточно сильной и направленной посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Упражнения “Наказать непослушный язык”,”Сделать язык широким” и “Кто дальше загонит мяч” повторять из первого комплекса.
Упражнение “Вкусное варенье”
Цель упражнения. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх, как бы слизывая сладкие усики из варенья с верхней губы.
Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Упражнение “Чашечка”
Цель упражнения. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звука Ш.
Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рот и поднять язык наверх с загнутыми наверх боковыми и передним краями, как при произнесении звука Ш. Удерживать несколько секунд.
Упражнение “Фокус”
Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Нижняя челюсть неподвижна, боковые края языка прижаты к верхней губе.
Упражнение “‘Присоси конфетку”
Цель упражнения. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Выполнение упражнения. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу.На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, рот открыт на 1,5-2см. Если нижняя челюсть двигается, можно поставить шпатель или чайную ложечку сбоку между коренными зубами, или пальчик ребенка. Выполнять упражнение медленно, и только постепенно можно убыстрять темп.
Упражнение “Грибок”
Цель упражнения. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении под счет от 3 до 10.

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ( Для свистящих звуков С, З, Ц)

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка, движения губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения. Упражнение “Загнать мяч в ворота” Цель упражнения: Вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную струю. Выполнение упражнения. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю. Не надувать щеки.

Упражнение “Наказать непослушный язык” Цель упражнения. Способствовать расслаблению мышц языка. Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки “пя-пя-пя”. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Упражнение “Сделать язык широким” Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении. Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти, десяти. Губы не растягивать в сильную улыбку, не подворачивать нижнюю губу, боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”

Упражнение “Кто дальше загонит мяч” Цель упражнения. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Не надувать щеки. Произносить Ф, а не Х, чтобы струя была узкая, а не рассеянная.

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ у детей.

ДОРЕЧЕВОЙ ПЕРИОД

С криком новорождённого начинается развитие разнообразных движений речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляторного.

К началу 3-го месяца жизни появляется гуление и лепет. Лепет занимает значительное место в поведении ребёнка первого года жизни: здоровый ребёнок поёт и щебечет чуть ли не часами. Повторяя одни и те же сочетания многократно, ребёнок начинает повторять их, уже руководствуясь слухом: ребёнок повторяет за взрослыми те сочетания звуков, которые он сам уже произносил.

Сначала повторение происходит путём рефлекторного самоподражания, а месяцев с пяти путём эхолалического повторения за окружающими людьми. В это же время у ребёнка наблюдается внимание к артикуляции говорящих.

У плохо слышащего ребёнка развитие лепета останавливается на нескольких начальных звуках, а с 5 – 7 месяцев начинает постепенно исчезать, и ребёнок замолкает.

В возрасте 7-9 месяцев ребёнок пытается подражать взрослым и произносить такие звукосочетания, которые он сам до того не употреблял.

Около года стремление подражать становится более настойчивым.

Поэтому очень важно значение правильного речевого окружения, чтобы ребёнок слышал правильную речь, обращённую к нему, связанную с его потребностями и его всё расширяющимися возможностями.

Это особенно важно в двуязычных семьях. Если с ребёнком говорить сразу на двух языках, он ни одного не усвоит. Сначала, и до школьного или преддошкольного возраста говорите с ребёнком на том языке, на котором ему придётся учиться в школе. Иначе: “за двумя зайцами – ни одного . . .” И в школе будет очень трудно.

РЕЧЕВОЙ ПЕРИОД

В конце первого года жизни ребёнка начинается формирование словаря.

Сначала это звукоподражание: а -а – зовёт мать, у-у – просит машину, ам – ам – собачку .

Основным носителем смысла речи в это время является не слово, а интонация и ритм в сопровождении того или иного звука.

До года ребёнок овладевает механизмами произношения большинства звуков речи: гортанных во время гуления, губных и переднеязычных взрывных, артикуляция которых сходна с актом сосания (п,б,м), затем щелевых согласных (ф – в, с – з) и других звуков. Самые сложные по артикуляции звуки – шипящие, р и л появляются самыми последними.

У многих детей к концу первого года жизни появляется даже раскатистый звук р.

Но, во время формирования словаря звуки как бы вновь рождаются. Ребёнок, произносивший до года почти все речевые звуки, оказывается косноязычным при произношении слов, включающих те же самые звуки.

При формировании словаря наблюдается неустойчивость произношения ребёнком большинства звуков.

Один и тот же ребёнок в одном слове произносит звук правильно, в другом его пропускает, а в третьем заменяет его другим звуком. Замещения оказываются нестойкими, многообразными, зависящими от влияния окружающих звуков: тол (стол), шани (сани), питьмо (письмо), пуфти (пусти) – и от степени усвоенности слоговой структуры произносимого слова.

К 5 – 6 годам ребёнок уже овладевает различной сложностью слоговой структуры слов, звукопроизношением, но у некоторых дошкольников отмечаются более или менее стойкие и единообразные замены тех или иных трудных звуков или искажения их произношения.

Упрощение слоговой структуры слов происходит путём сокращения количества слогов: столбы – бы, пуговица – пу, упрощения строения отдельных слогов: пусти – пути, хлеб – хеб, шапка – шапа, и путём уподобления: грибы – бабы, собака – бабака, помоги – мамоги и т. д.

Развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении.

К году – несколько слов, к двум годам – 200 – 300 слов, к трём годам – 1500 – 2000 слов.

Рост как словаря, так и грамматического строя речи зависит от условий жизни и воспитания ребёнка, поэтому в пределах средних цифр отмечается значительное колебание.

Первые слова – существительные, глаголы появляются почти одновременно с существительными; наречия – несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются. Прилагательные появляются очень поздно, числительные – поздно и усваиваются во всём объёме очень длительно (с развитием счёта).

Служебные слова появляются в речи ребёнка одними из последних. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

вторник, 8 июня 2010 г.

ЗАЧЕМ НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ?

Есть много престижных профессий, для которых обязательно необходимо чёткое произношение. Такие, как: артисты, певцы, дикторы, журналисты, комментаторы, учителя, врачи, военные, административные работники, даже бизнесмены (ведут переговоры для заключения выгодных контрактов).

Я считаю, что логопедическая помощь так же, как скорая помощь, должна быть вовремя оказана. От того, как будет подготовлен ребёнок к школе, как будет развита его речь и звукопроизношение, зависит вся его дальнейшая жизнь.

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Дыхание бывает жизненное, которое протекает непроизвольно, ритмично в одной и той же последовательности: вдох- выдох-остановка. У взрослого человека в минуту 16-18 дыхательных движений. Время, затрачиваемое на вдох и выдох приблизительно одинаковое 4 : 5. Вдох происходит через нос, выдох через рот.


В речевом дыхании выдох является самым главным и активным звеном всего процесса, он значительно длиннее вдоха-- 1:20 или даже 1:30. Последовательность фаз изменяется: вдох- остановка- выдох. После глубокого вдоха происходит задержка воздуха в груди, а затем постепенный управляемый выдох до конца произносимой фразы.

Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания, ему часто не хватает воздуха закончить фразу. И только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих, у него вырабатывается правильное речевое дыхание.В этом ему могут помочь специальные дыхательные упражнения:

1. Ребенок должен набрать полную грудь воздуха через нос, а выдувать его через рот медленно, сделав губы трубочкой.

2. Брюшное дыхание. Набрать ещё больше воздуха в грудь, и живот надуть, а потом медленно через рот выдувать воздух, сделав губы трубочкой.

3. Соревнование “Кто дольше будет дуть”

4. Надувать воздушные шарики.

5. Катать воздушные шарики, выдувая на них выдыхаемый воздух.

6. Дуть на всевозможные вертушки, заставляя их крутиться, и др.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Фонематический слух – это умение различать сходные по звучанию и артикуляции звуки. Главной задачей обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, т. е. умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков (твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, слитные и простые, основные и йотированные гласные).

Для этого берутся те группы звуков, которые наиболее часто смешиваются в речи детей. Такими являются: 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (пальцев рук) Для развития мелкой моторики пальцев рук, необходимо с раннего детства учить ребенка лепить из пластилина различные фигурки (шарики, колбаски), а из теста пельмени, манты, пирожки и др. Учить нажимать на кнопку звонка. Учить нажимать всеми пальцами рук поочередно на кнопку или красную точку. Учить соединять пальцы обеих рук навстречу друг другу: большие пальцы вместе, указательные вместе и остальные вместе соединить и попружинить ими, то нажимая, то отпуская. Соединять одновременно на обеих руках: большие с указательными пальцы, затем большие со средними пальцами, потом большие с безымянными пальцами, и, напоследок, большие пальцы с мизинцами соединить. Научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать бантики, шнуровать ботинки. Учить детей составлять мозаику, картинки разрезные, работать с конструктором, лего и др. И, конечно, уметь правильно держать ложку, карандаш и т.д. и уметь пользоваться ими. Насколько развиты будут у ребенка пальцы рук, настолько же будет развита у него речь . Поощрять детей, когда они говорят: “Я сам” или “Я сама”.

РЕЧЕ – РУЧНАЯ СВЯЗЬ

Считается, что пальцы рук – это выведенный наружу мозг. Пальцами слепые читают, определяют достоинство денежной купюры и многое другое. Экстрасенсы с помощью рук, с закрытыми глазами определяют цвет и многое другое. А мы, простые смертные, пальцами рук, не глядя, можем определить форму предметов, величину, качества (твердый, мягкий, сухой, мокрый, колючий, шершавый, гладкий и др.), температуру, и даже материал из которого сделан этот предмет (металл, дерево, мрамор, пластмасса, резина, или шерсть, шелк, хлопок, синтетика и др.) Наблюдая за детьми, стали замечать, что у детей, хорошо работающих своими руками, пальцами, речь развита лучше, чем у тех детей, за которых все делают взрослые. Поэтому, надо развивать у детей с раннего возраста различные движения пальцев рук, так называемую мелкую моторику мускулатуры рук.

воскресенье, 6 июня 2010 г.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Должна предупредить, что я заново не изобретала велосипед, и эта артикуляционная гимнастика, и последующие за ним комплексы упражнений для постановки звуков были описаны давно, в разных книгах могут по-разному называться. Логопеды использовали их и в прошлом веке, будут использовать и в будущем, ведь это только техника развивается быстро, а развитие ребенка и развитие его речи по-прежнему требует долгой и кропотливой работы. Дети, балуясь, иногда сами выполняют подобные движения, подражая друг другу, вовсе не зная их названий.

Статические подготовительные упражнения.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ
в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков. В семье проводить занятия с детьми нужно ежедневно или через день в форме игры. С детьми пяти лет и старше занятия проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность движений артикуляционного аппарата..Давая определенные целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит. Если и при систематических занятиях дома, проводимых в течение двух-трех месяцев, нужная группа звуков не появится, следует обратиться к логопеду.

Работая с детьми дома, родителям следует помнить:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

1. Планируя будущую беременность, надо заранее оздоравливать свой организм обоим родителям. Бросить курить, принимать алкоголь и все виды лекарств. Все знают, какие дети рождаются у алкоголиков и наркоманов. У одной моей коллеги родилась девочка с аутизмом, а она всего-навсего принимала лекарства от гриппа во время беременности, других причин не было.

2. Избегайте любых заболеваний и травм, в том числе и психических, во время беременности.
3 НЕ старайтесь родить “богатыря”, то есть не раскармливайте ребенка в утробе. Вы обрекаете себя на тяжелые затяжные роды, а ребенка на черепно-мозговую травму во время родов, на рождение его с асфиксией. Лучше ешьте всего понемногу, больше белковой пищи, фруктов, овощей. Не злоупотребляйте сладостями.
4.Старайтесь предупредить любые заболевания и травмы у новорожденных детей, у детей первых месяцев жизни, у детей до года, до 3х лет и т.д.- всю жизнь!
5.Предупреждайте отравления у детей: пищевые, газом, бытовой химией, лекарствами. У одной нашей воспитательницы 2х-летняя дочь умерла отравившись бабушкиными таблетками.
6.Больше разговаривайте с детьми, даже самыми маленькими. Дети, еще не умея говорить, все понимают. Сначала по интонации, затем и по звукосочетаниям.Накапливают пассивный словарь. Могут долго не говорить, а потом сразу выдадут все, что накопили в своем пассивном словаре.
Когда я гуляла со своей 8-месячной внучкой во дворе, и как логопед, не могла пройти мимо соседского мальчика, который уже учась в школе, не говорил “р”. И, я прямо на улице стала его учить говорить “трр-трр”.
Тут моя внучка, которая лежала в коляске рядом, как забормочет: “Бурум-бурум-бурум”. Мне показалось, что она ревнует меня к этому мальчику, и хотела этим “бурум-бурум” с очень чистым ” р” сказать:почему ее бабушка отвлеклась от нее, ведь она же лучше, даже “p” умеет говорить в 8 месяцев! Даже Пушкин не был бы Пушкиным, которого мы все знаем, если бы у него не было няни. Арина Родионовна была великой рассказчицей, и разбудила в маленьком Пушкине художественное воображение и поэтический дар, а главное – научила его правильной русской речи. (Русские дворяне говорили по-французски). Ведь это по ее рассказам и сказкам он сочинял свои знаменитые поэмы. Пусть у каждого ребенка будет своя Арина Родионовна, и тогда точно не будет неговорящих детей-алаликов.
7. Не сюсюкайте с детьми, сами говорите правильно, ваша речь должна быть образцом для ребенка.
8. В 2 – язычных семьях надо говорить с ребенком на том языке, на котором он будет учиться в школе.
А то “за двумя зайцами, можно ни одного не поймать‘, т. е. ни одного языка не знать достаточно хорошо перед школой.
9..Больше гуляйте с детьми, два часа утром и два часа вечером, в любую погоду, не молча, а разговаривая с ребенком, описывая все, что встречается на вашем пути, отвечая на его вопросы. Это ознакомление с окружаюшим и обогащение словарного запаса.
10..Занимайтесь физкультурой и закаливанием с детьми. У физически ослабленных детей наблюдается и отставание в психо – речевом развитии.
11.Ограждайте детей от стрессов и всякого негатива. Из моей практики: дети начинали заикаться, застряв в лифте, повстречавшись с огромной собакой, став свидетелем пьяной драки, или ссоры родителей.
12.Любите своих детей. Уделяйте им больше внимания. Давайте им положительные эмоции. Делайте им небольшие сюрпризы. Вам это ничего не стоит, а детям – радость.

суббота, 5 июня 2010 г.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Основные причины нарушений речи у детей:

1. Различная внутриутробная патология,приводящая к нарушению развития плода, токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, резус-конфликт и др.

2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка, это инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4.Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5.Наследственные факторы.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из этих причин или их сочетание могут привести к различным нарушениям речи.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание, чтобы вовремя определить отставание в речевом развитии ребенка и начать работу: по коррекции речевого дефекта, каким бы он не был. Иногда приходится работать параллельно логопеду и детскому психоневрологу, ведь речевые нарушения связаны с нарушением центральной нервной системы.

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Кроме этого, нарушения речи в дальнейшем приводят к нарушению письма.

Вот почему так важно предупреждение и раннее выявление речевых нарушений.

ЛОГОПЕД ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

Логопедия в переводе означает “воспитание речи”.

На практике же приходится логопедам заниматься исправлением всевозможных нарушений речи. А их немало, и вот основные из них:

1)нарушения голоса (афония,дисфония,фонастения);

2)дислалии (функциональная и механическая;

3) дизартрия разных видов;

4) нарушения ритма, темпа и плавности речи (заикание, тахилалия, брадилалия);

5)алалия (моторная и сенсорная);

6)разные формы афазии;

7)дислексия и дисграфия;

8)нарушения речи на почве снижения слуха.

Предупредить нарушения речи можно, если знать их причины

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

У всех детей дошкольного возраста бывает неправильное произношение звуков.
Их отсутствие или замена на похожие. Это нормально лет до пяти и называется – физиологическое косноязычие. Но, если ребенок и в 5-6 лет неправильно произносит несколько звуков, то это уже нарушение звукопроизношения – дислексия, и его надо срочно исправлять, не допуская, чтобы ребенок пошел в школу с дислексией, т.к. она приведет к дисграфии, т.е. как ребенок неправильно произносит звуки, так же неправильно затем будет писать буквы в школе. Для предупреждения нарушений звукопроизношения и для исправления уже имеющихся нарушений звукопроизношения, я приведу ниже артикуляционную гимнастику и упражнения для каждой группы звуков. Их можно начать делать в игровой форме уже с четырех лет, не дожидаясь задержки речевого развития. А то, некоторые родители спохватываются только перед школой, и приводят ребенка к логопеду в шесть с половиной лет, или и того хуже, когда в семь лет ребенка не приняли в первый класс из-за плохой речи.