понедельник, 20 сентября 2010 г.

ИТОГ ПЕРВОГО ЭТАПА РАБОТЫ


На первом этапе формирования устной речи дети должны научиться соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Предметный и глагольный словарь детей должен состоять из названий предметов, которые ребёнок часто видит, действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица, некоторых состояний (холодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослых (т. е. на данном этапе не поправлять ребёнка;  допустимы пропуски, искажения и замещения звуков - пусть хоть как может начнёт повторять за взрослым; не смеяться над ним, чтоб не испугать, а наоборот, поощрять за малейшее высказывание).
       КАКИЕ СЛОВА ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ ДЕТИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ
и их возможное произношение.
1.     Название близких ребёнку лиц:
Мама-ма, папа-па, баба-ба, дядя-дя, тётя-ть
2.     Имена близких лиц или игрушек, кукол:
 Оля-о,оя, Нина ни,Вова - ова,ва,..Тата, Ната, Коля.
3.     Просьбы:
Дай, на – дя, ня; где –де; там –тя;  здесь –де. 
Выразить желание что-либо повторить ещё  - исё, сё.
4.     Выражение своего состояния междометиями ай, ой  - (больно).
5.     Подражания крикам животных:
Собаки –ав-ав, коровы – му-му, ослика –иа-иа (а),кошки – мяу-мяу, (ау,мняу), козлика – бе-бе, мышки – пи-пи и т.д.  
6.     Подражание крикам, пискам: комара – и-и-и, птички, цыплёнка – пи-пи-пи, ти-ти-ти, кукушки - -ку-ку, у-ку, курочки – ко-ко-ко, око, лягушки – ква-ква, ва-ва,
7.     Подзывы животных и управление животными: кошки - ксс-кс-кс или кис-кис, брысь;  управление лошадкой – но, пру; позвать цыплят – тип-тип-тип, цып-цып-цып.
8.     Подражание музыкальным игрушкам: дудочке – ду-ду-ду, дю-дю, балалайке – ля-ля-ля, я-я-я, колокольчику - бом-бом-бом, ом-ом.
9.     Подражание транспортным шумам: машины – би-би-би, ди-ди, самолёта – у-у-у, паровоза - -ту-ту.
10.  Подражание шумам: производимым предметом при падении – бух, бах, вах, ах; звукам шагов топ-топ, оп-оп; стуку молотка  - то-то, тук-тук; каплям воды – кап-кап.
11.  Эмоциональные восклицания: упрёка – ай, ай, ой, ой; усталости –ох,ух.

ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ


Чтобы получить подражательную речевую деятельность в форме однословного предложения и предложения из двух аморфных слов-корней взрослые (логопед, воспитатель, мама и т.д.) должны называть те слова, которые хотят получить в экспрессивной речи неговорящего ребёнка. Создавая диалогическую речь, взрослым нужно использовать различные звукоподражания. Сначала взрослый сам должен по несколько раз подражать крикам животных, шумам, затем, пользуясь различными приёмами, стараться получить ответную реакцию у ребёнка. Взрослый  подбирает звукосочетания, исходя из возможностей детей. У одних детей легче вызываются губные звуки  (ба-ба, му-му), у других – задненёбные (га-га, ка-ка), у третьих – переднеязычные (ди-ди, ти-ти).
Можно для этих целей использовать детские игрушки или яркие, узнаваемые картинки, изображающие домашних животных и птиц, чтобы вызвать звукоподражания, которые похожи на звуки, издаваемые этими животными и птицами, например: ”ав-ав”,”мяу-мяу, или кис-кис”,”ку-ку”,”га-га”,”пи-пи”.
Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребёнком несколько раз (до 5-6 повторений). Надо произносить эти звукосочетания то тихо, то громко, то медленно, то быстро, то сердито (низко), то нежно, то ласково (высоко), - с различными интонациями.
Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме.
 Артикуляционную гимнастику смотрите по ссылке

Для активизации речи детей нужно использовать игры по развитию речи детей второго года жизни: “Волшебный мешочек”,  “Кто в домике живёт” и т.д.
ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
(для удлинения речевого выдоха)
Предложите ребёнку понюхать цветок, (если нет аллергии), надуть мыльный пузырь и т.д. Покажите куклу, которая плачет (или картинку), и попросите ребёнка повторить, потянуть звуки аааа, уууу – гудит труба, ау – заблудились дети, уа – плачет Ляля, ой-ой, ай-ай – укусила оса, сь… - закипел чайник и т.д.
 

вторник, 14 сентября 2010 г.

СИТУАТИВНАЯ РЕЧЬ


С неговорящими детьми, плохо понимающими обращённую к ним речь (при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте), развитие речи надо начинать с “проговаривания ситуации”.
1.     Взрослый, используя ситуативные моменты режима, игры, прогулки и т.д., называет предметы, которые берёт ребёнок, называет действия, которые совершает ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок ( холодно, тепло, вкусно и т.д.).
2.     Надо говорить короткие предложения из 2-4 слов, делая паузы, повторяя 2-3 раза, делая ударения, задавать вопросы, обращённые к ребёнку, создавая у него потребность общаться со взрослым с помощью тех речевых средств, которые имеются в его активном словаре: восклицаний, отдельных слогов, звукоподражаний, отдельных звуков, неполных слов - попыток повторить за взрослым.
3.     После того, как ребёнок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые совершал сам (ел, пил, вставал и т.д.), можно попросить его принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребёнок не понимает то, о чём его просят, надо самим взять этот предмет и ещё раз его назвать, а затем назвать совершающееся этим предметом действие. Для этого могут быть использованы игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища и т.д.
4.     Например: собирая ребёнка на прогулку, взрослый говорит: ”Сейчас мы пойдём гулять. (вещи, необходимые для сборов на прогулку, разложены на стуле). –Куда мы пойдём? –Найди, где  лежит твоя шапка. Нашёл. Вот она шапка. Принеси сюда шапку. Принёс.  Давай наденем шапку на голову. Вот так. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. (можно назвать цвет шапки). А где ленточки у шапки? Вот какие ленточки у шапки! Мы завяжем ленты, чтобы шапка не упала с головки, чтобы ушки были закрыты. Вот так. Смотри, как тепло. Тебе тепло? Да?”  И т.д., каждый предмет одежды нужно обговаривать и при одевании и при раздевании, одни и те же слова употребляя в разных грамматических формах.  И на прогулке надо называть все встречающиеся на пути предметы и тоже обговаривать их. Что это? Какой? Зачем? и т.д. Это ознакомление с окружающим, расширение словаря и развитие речи.

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ


Для развития понимания речи детьми, которые с трудом понимают обращённые к ним элементарные просьбы показать или принести что-либо из окружающих их предметов, показать части своего тела: нос, уши, рот и т.д. необходимо выполнять следующие задания:
1.     В пассивный словарь неговорящих детей нужно включать названия предметов: игрушки; части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос); предметы туалета (мыло, зубная щётка, гребешок, полотенце); предметы домашнего обихода, с которыми ребёнок ежедневно соприкасается (стол, стул, посуда); отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, трава, деревья, цветы, дом, машины, самолёт); близких ему людей – мама, папа, баба, имена сестры, брата; названия животных, которых ребёнок часто видит.  
2.     Пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, которые  ребёнок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идёт, бежит, прыгает, играет, гуляет, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, говорит, зовёт, падает и т.д.
3.     Дети должны знать названия действий, которые совершают близкие ему люди: папа, мама, братья, сёстры и т.д., но этот словарь может ограничиваться только названиями тех действий, которые ребёнок неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, варит, моет, шьёт, гладит и т.д.), или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, гудит, самолёт летит, телефон звонит, листья падают).     
4.     Если дети уже знают названия предметов, некоторых животных и т.д., то необходимо как можно скорее начать обучать их понимать названия действий, а также понимать вопросы, задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? кто? кому? откуда? для кого?
5.     В вопросах взрослого должны быть “подсказывающие” слова, хорошо знакомые детям, которые затем, когда дети хорошо научатся понимать эти вопросы, постепенно убираются. Ребёнок может вначале отвечать одним словом, затем двумя словами и т.д.